14.10.2018

Рецензия на спектакль "Сапожники"

Упразднить цензуру обыденности, сорвать жизненные маски, посмеяться над самим собой и окружающей нас действительностью - в рамках недели польского современного театра состоялся премьерный показ спектакля «Сапожники» по пьесе Станислава Виткевича. Спектакль поставила режиссер из Польши Иоланта Юшкевич. Удивительный мастер и последовательница традиций Ежи Гротовского.

В 1960-е годы вся Польша говорила о маленьком театре во Вроцлаве, «где по вечерам показывают странные спектакли, а днем тренируются с неясными целями». Так писали про театр Ежи Гротовского.

Уже полвека назад критики заметили разительную непохожесть труппы Гротовского на какие-либо другие. Шепотом говорили про невиданную «монастырскую» дисциплину, строжайший «отшельнический» режим жизни и труда.

Труппа как единение «тотальных актеров», спектакль как священнодействие, а зритель как участник происходящих на сцене событий.

Спектакли ошеломляли, не даваясь в то же время в сети умственного постижения, что соответствовало их замыслу и их природе.

Критики и тогда, и сейчас сходятся в одном - современный театр после Гротовского уже не тот, каким был до него.

Внешние чудачества, колючая пластика, утрированная мимика и особая кинетика были определяющими принципами Мастера. Гротовский ювелирно пользовался всем сценическим богатством, он пробовал самую разную материю театра. Его спектакли называли загадочными и провокационными.

Таким можно назвать и спектакль «Сапожники» Иоланты Юшкевич. Как говорит Иоланта, эта «научная пьеса с песнями актуальна в Польше XX века и в Казахстане XXI века». В ней поставлены глобальные вопросы о существовании человека в обществе, о судьбе цивилизации, об интеллектуальном упадке и венчающих его революциях – фашистской и марксистской.

Виткевич воссоздал в пьесе механизм бунта и революционного переворота. Масса, не склонная к метафизическим переживаниям и к созданию культуры, стремится лишь к удовлетворению своих биологических потребностей.

И Виткевич, и Иоланта Юшкевич намеренно утрируют мотив телесного, физиологического, сексуального.

Игра актеров — это шантаж. Насилие и агония, сексуальная кульминация и дикие выкрики – такая близкая и тесно с нами связанная действительность. «Мы опикничились», - как говорит герой спектакля. И это мы – оно ведь про нас.

А увидели бы мы эту связь без где-то гротескно смешных, а где-то пугающих актов унижения, насилия, коварства, так умело переведенных на язык радикальных сценических действий?

Шокирующе-агрессивным и гротескно-комическим языком в «Сапожниках» нам показали тип современного человека, про жизнь которого можно сказать – «Слова, слова, слова…». А за ними пустота, ничто.

Автор текста: театровед, историк искусства Анастасия Некрасова.