20.09.2018

Punch in the face

Доктеатр, стенд ап, сторителлинг, перформанс... Эти виды диалога со зрителем стали в XXI веке новыми видами театра. Поменялся и театральный язык. На подмостки вышел спектакль гражданского звучания. Тот, что будит сознание гражданина, обращается прямо "в лоб" и поражает бьющей наотмашь правдой.

Из Европы к нам пришёл особый жанр - punch in the face. В буквальном переводе, "удар в лицо". Но стал ли этот удар столь неожиданным...

Ещё в театре Шекспира существовал особый язык жестов. Один из которых носил название - minor - и означал "я угрожаю"/"говорю правду". То есть ещё в XVII веке слова удар и правда зачастую были синонимами. А в 1662 году возле церкви святого Павла в лондонском Covent Garden начали проходить представления главного "правдоруба" страны - кукольного героя Панча. Жёсткий и грубый Панч стал символом свободы.

А особое распространение комедии о Панче и Джуди во второй половине XVIII - первой трети XIX века во многом объясняется изменениями в экономической ситуации страны. Панч приобрел статус популярной фигуры, оппозиционной официальной культуре, закону и религии. С ним были связаны социальные и политические шутки и забавные трюки. Реакция «Панча» на ситуацию в стране, злободневность шоу неизменно вовлекала в действие политические фигуры. Участниками шоу в разное время становились «русский медведь», Нельсон, Гитлер, Черчилль, Клинтон, депутаты парламента, известные преступники, видные деятели городских администраций и прочие деятели. А в XXI веке в Англии появился новый вид/жанр театра под название - PUNC IN THE FACE.

Голая правда, максимально откровенный разговор с публикой и с самим собой. Так сказать, театр без купюр.

После лета 2018 года этот жанр неизбежно пришёл и в ARTиШОК. Мы вместе переживали криминальную ситуацию в Алматы, нестабильную экономику, реформы, которые вызывали только вопросы, мы просили разрешения на митинг и бунтовали дома, когда митинг нам запретили.

В этом театральном сезоне ARTиШОК напомнил зрителям, как важно иметь и отстаивать гражданскую позицию, через Punch In The Face.


Автор текста: театровед, историк искусства Анастасия Некрасрва.