"Мы развиваем не театр, а зрителя"

С 24 по 27 октября в Алматы проходил театральный POST DRAMA WEEKEND, на котором показывали спектакли непривычных для большинства местных театралов форм. Мероприятие организовал алматинский театр АРТиШОК.

Единственный участник из Казахстана — режиссер Фархад Молдагали —художественный руководитель казахского музыкально-драматического театра в Петропавловске. Вместе со своими актерами режиссер создал творческую площадку StarTDrama, где работает над неформальными постановками.

Фархад Молдагали привез на фестиваль спектакль «Жылымық» («Оттепель»), поставленный по одноименному рассказу писателя Оралхана Бокеева. У героев спектакля нет слов — свои чувства и эмоции они передают при помощи пластики.

В интервью Азаттыку Фархад Молдагали рассказывает об экспериментальном театральном искусстве, а также о постановках своей творческой площадки, в которых затрагивает разные темы: от Желтоксана — Декабрьских событий 1986 года — до Великой Отечественной войны.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТРОПАВЛОВСКА

Фархад Молдагали — выпускник Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова в Алматы. Получив диплом, молодой режиссер поехал работать в Петропавловск. Поставленные им спектакли становились лауреатами международных театральных фестивалей. («Лучшая режиссура», VI международный театральный фестиваль «Самгау» в Нур-Султане за спектакль «Карагоз». Гран-при VIII Международного конкурса самостоятельных студенческих режиссерских работ, ГИТИС, Москва.)

По словам режиссера, сейчас в Петропавловске действуют три государственных театра.

— Это русский драматический театр имени Николая Погодина. Есть кукольный театр. И есть казахский музыкально-драматический театр имени Сабита Муканова, который существует уже 20 лет, — говорит Фархад Молдагали.

Молодой режиссер пришел в музыкально-драматический театр три года назад, чтобы поставить свой дипломный спектакль, и остался там работать.

— Команда очень понравилась, — говорит он. — Сейчас я художественный руководитель этого театра. Помимо этого, в 2017 году мы создали лабораторию StarTDrama. Все актеры, которые в ней, работают в нашем театре.

По словам Фархада, в театр петропавловские зрители идут неохотно — такая проблема не только в отдельно взятом театре, но и по всей области. В других же городах Казахстана зрители приходят на спектакли с большим удовольствием.

— А в Алматы или в Нур-Султане наш театр и лабораторию StarTDrama очень хорошо принимают. Всегда с аншлагом идут спектакли. Можно сказать, что в Петропавловске мы развиваем не театр, а зрителя, — говорит Фархад.

ЖЕЛТОКСАН В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

— Мы создали эту лабораторию, чтобы ставить то, чего нельзя поставить в театре. Ведь в театре есть репертуарный план, госпрограммы. Участники StarTDrama работают в ней исключительно по личному желанию, на голом энтузиазме, — рассказывает Фархад Молдагали.

Первая постановка лаборатории была посвящена Декабрьским событиям 1986 года. Она называлась лаконично — «86».

— Я был удивлен, что почти как 30 лет мы (казахстанцы. — А. А.) приобрели независимость и более 30 лет тому событию, и об этом никто ничего не говорит. У нас были сложности, когда мы приступили к работе над этим спектаклем. Премьера проходила в Петропавловске. Потом нас позвали в Алматы на театральный фестиваль «Откровение».

О каких сложностях речь? Как рассказал Фархад Молдагали, он обращался за помощью к разным людям и почти все отказали. Например, к депутатам.

— По телевизору они говорят, мы, казахи, не должны забывать [Декабрьские события 1986 года] и всё такое. Мы им позвонили. Мы хотели позвать и оплатить работу хореографа, хотели купить несколько реквизитов, костюмы для спектакля. Но они отказали помочь материально. И местные, петропавловские, и республиканские депутаты.

На премьеру «86» в Петропавловске пришли около 40 участников Желтоксана. По словам Фархада, они смотрели, рыдали, долго не уходили после спектакля и пели песню «Желтоқсан желі».

Потом была поездка в Алматы на международный театральный фестиваль «Откровение». В Алматы спектакль «86» показали на сцене театра казахской драмы имени Мухтара Ауэзова. Фархад говорит, что он был очень хорошо принят.

Для StarTDrama ищутся материалы, которые еще нигде не ставились.

— Так мы заявили о StarTDrama. Для StarTDrama ищутся материалы, которые еще нигде не ставились. Денег на лабораторию StarTDrama государство не выделяет. Спектакль «86» на фестивале в Алматы посмотрели наблюдатели из разных стран, и показать его пригласили в Румынию. В следующем году мы поехали в Бухарест. Сумма расходов была очень большая. Я выходил на республиканский уровень, разговаривал с как бы патриотами Казахстана, и они все отказались помочь. Но опять же нас выручил наш мукановский театр, а также областной акимат. Они помогли найти деньги на поездку. Всеми теми евро, которые нам дала приглашающая сторона, мы по возвращении расплатились по долгам, — вспоминает Фархад Молдагали.

Второй спектакль лаборатории, «Дневник солдата», посвящен Великой Отечественной войне. Он поставлен на основе произведения детективного жанра Кемеля Токаева (отца президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. — Ред.). В спектакле участвуют почти 20 актеров и 20 музыкантов — малый симфонический оркестр. Премьера проходила в Алматы в театре имени Мухтара Ауэзова. Помощь оказал Фонд имени Кемеля Токаева.

Третий спектакль поставлен по маленькому рассказу казахского писателя Оралхана Бокеева «Жылымық» («Оттепель»). В данном случае «Оттепель» не несет ни природного, ни политического смысла. Здесь подразумевается оттепель человеческой души.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

— «86» — это мой и наш первый шаг в жанре саунд-драма, — рассказал Фархад Молдагали. — Я сейчас очень увлекаюсь этим жанром. Инструменты там не использованы. Все звуки производятся ногами, хлопками или иными способами. Всё это делают актеры.

Фархад Молдагали постоянно следит за новыми веяниями в мире театра. В беседе с Азаттыком режиссер обрисовал свое видение того, что сейчас происходит в мире театрального искусства.

— Какие-то годы была сильна тяга к пластическому театру — театру без слов. Потом началось движение к психологическому театру. Сейчас, наверное, происходит переход от психологического к атмосферному театру. Теперь уже не важны эмоции актера. Важны его действия, его пластика, его глаза. Документальные спектакли выходят на первый план, — говорит Фархад.

На вопрос Азаттыка, поспевают ли казахстанские театры за новыми тенденциями, Фархад Молдагали отвечает:

— Самому старому профессиональному театру в Казахстане всего 90 лет. Но мы постепенно идем по пути новых веяний, и, думаю, театры Казахстана скоро выйдут на мировую арену. Вот, например, алматинский театр АРТиШОК. Его признают во всем мире.Это как бы отдельное государство и очень быстро движется вперед.

В ЖАНРЕ РАДИОСПЕКТАКЛЯ

Фархад Молдагали рассказал, что и в театре, и в лаборатории идеи спектаклей нередко предлагают сами актеры. Например, так был предложен спектакль «Оттепель»: сначала определялись с жанром, затем были диалоги, а потом решили, что будет радиоспектакль.

— Актеры следуют за звучащей записью текста и не произносят ни слова. Только двигаются. Музыканты следуют за актерами, — пояснил перед началом режиссер.

Cюжет спектакля — знакомство главного героя, зрелого мужчины, с незрячей девушкой по имени Жанар. Мужчине кажется, что он влюблен, но дальнейшему сближению мешает жалость к девушке. В письме, которое Жанар оставила на прощание, говорится, что ей трудно постоянно чувствовать его предупредительное чувство к себе. Она не видит глазами, но видит сердцем. Он зрячий, но его сердце закрыто для чувств.

Текст рассказа доносится из мегафона. Два актера (мужчина и женщина) пластикой, без слов передают то, что написано в рассказе.

Спектакль собрал аншлаг. После его окончания овации долго не смолкали. Зрители не хотели отпускать актеров, режиссера, музыкантов. Соответственно и впечатления у тех, с кем удалось пообщаться, были исключительно позитивными.

— Прекрасный спектакль. Очень хорошо сыграла актриса. У меня слезы наворачивались, — делится впечатлениями пожилая женщина по имени Гульсара. — Это совершенно новый спектакль. Мы, старшее поколение, всегда другое смотрели. Это новое веяние, наверное, молодежное видение. Без слов всё понятно. Прекрасно! Хорошо сыграли!

Женщина по имени Бахыт также поделилась впечатлениями:

— Спектакль очень понравился, такой необычный. Я сама работаю в интернате для слабовидящих детей. У меня в данный момент десятые классы. И этот спектакль помог понять душу этих детей. Мои девочки дружат с мальчиками другого класса. А мы их ограждаем от этого. А сегодня как бы в их шкуре побыла.

По словам директора АРТиШОКа Анастасии Тарасовой, постановка «Жылымық»/«Оттепель» была очень важна для их мини-фестиваля, так как это единственные казахстанские участники. Она сетовала, что АРТиШОК в Казахстане практически не бывает на гастролях, кроме столицы. И приезд коллектива близкого им по духу Фархада Молдагали позволил лучше узнать, что делают коллеги из других городов страны.

Алексей Азаров, Azattyq