15.10.2018

Интервью с Иолантой Юшкевич

Иоланта Юшкевич о театре абсурда и работе в Алматы. В ARTиШОКе состоялась премьера спектакля Сапожники С.И.Виткевича в постановке режиссера из Польши Иоланты Юшкевич. Полтора месяца работы с удивительной актрисой и режиссером, последовательницей традиций Ежи Гротовского, мастера с особым взглядом на актера и работу с ним. Это было непростое, но увлекательное «путешествие» в мир польского театра и текстов гения абсурда XX века Станислава Игнация Виткевича. Любовь к польскому театру в XXI веке уже окрестили аномалией, а к абсурду обращается все больше режиссеров. Но они признают, что это непростой театр, который заставляет думать. Анастасия Некрасова, менеджер культурных проектов театра ARTиШОК, побеседовала с Иолантой Юшкевич о ее методах преподавания, об отношении к театру абсурда и ее работе в Алматы.


А. Иоланта, какие у Вас основные принципы работы с актером?
И. Я могу работать как режиссер, только если я в хорошей физической форме и досконально знакома с текстом, по которому будет ставиться спектакль. Затем я подготавливаю актера, чтобы он, в свою очередь, воспринял историю и смог выразить ее, используя свои личные ассоциации и костюмы/реквизит, которые, я считаю, очень важны для спектакля.


А. Когда Вы работаете с актером, Вы следуете традициям Гротовского?
И. Философия и метод работы Гротовского слиты с моими собственными. В моей практике нет двух отдельных традиций. Главное для меня - чувство дисциплины и этики.


А. Было ли легко или сложно работать с артистами театра ARTиШОК?
И. Честно сказать, это было непросто. Трудность заключалась в языковом барьере. Через переводчика можно передать не все. Это очень важно, когда прямая речь идет параллельно с языком тела.


А. Что для вас значит хороший актер? Чем он отличается от плохого?
И. Хороший актер – это актер, который открыт, он готов создать собственное нематериальное искусство.


А. Вы чувствуете себя лучше как актриса или режиссер?
И. Определенно, как актриса. Большая часть моего репертуара состоит из творческих моноспектаклей, которые требуют огромной дисциплины. Эффект - состояние транса с обеих сторон – исполнителя и зрителей.


А. Что значит театр абсурда для вас?
И. Свободу! Используя метафору, мы показываем реальную жизнь. Но где грань между Реальностью и Абсурдом? Как говорил С.И.Виткевич, - «Реальность не может быть логичной, если не фальсифицировать ее».


А. Почему не стоит бояться театра абсурда?
И. Люди боятся быть разными, они, скорее, равны массе, чем реальны как отдельные люди. Я не хочу сказать, что сообщество это всегда плохо, но баланс потерян. Самый современный образ мышления - это переоткрытие отдельного человека. Человек, который не копирует, а по-своему уникален. И зачастую способ открытия личности иррациональный. Как в случае театра абсурда.


А. Ваша любимая пьеса, театр, режиссер?
И. Я не могу их назвать. Пристрастия меняются вместе с опытом и возрастом. Но я черпаю вдохновение из разных видов искусства, в основном, из танца, оперы и скульптуры.


А. Ваше основное напутствие для артистов ARTиШОКа?
И. Идите на пол, в буквальном смысле слова, и работайте над достижением нужного образа. Но не импровизируйте! Найдите себя в процессе работы над спектаклем, научитесь предчувствовать инстинкты, за ними последует движение и текст.